На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ГАРМОНИЯ

666 подписчиков

Цель как ресурс стрессоустойчивости

Цель — это мысленная модель желаемого результата деятельности, идеальный образ будущего. Цель может стать мощной мотивирующей и вдохновляющей силой. Однако, несмотря на естественность и необходимость четкой постановки цели, люди на удивление редко уделяют этому достаточно внимания. Человек должен ясно представлять будущий результат своих усилий, чтобы выбрать адекватный способ и средства его достижения. Наличие значимой для человека цели является важнейшим личностным ресурсом, который помогает в трудную минуту и дает внутреннюю поддержку. 

Цель — это мысленная модель желаемого результата деятельности, идеальный образ будущего. Цель может стать мощной мотивирующей и вдохновляющей силой. На выбор цели оказывают влияние социальные нормы и ценности, мода, стереотипы, конкретная ситуация и многое другое, но ответственность за выбор цели всегда лежит на самом человеке. 

Однако, несмотря на естественность и необходимость четкой постановки цели (в частности, цели карьеры), люди на удивление редко уделяют этому достаточно внимания. А между тем «впечатление величия, уверенности и сложности, ведущие успешного человека по жизни, берут начало из чувства цели и ощущения своей самоценности». Человек должен ясно представлять будущий результат своих усилий, чтобы выбрать адекватный способ и средства его достижения. 

Поставленная цель станет двигателем жизни, если она сформулирована позитивно. Кроме того, человек должен точно определить для себя, что именно является индикатором ее достижения: награда, материальное поощрение, признание родителей, обожание детей, внутреннее чувство победы и/или какое-либо ощущение (например, запах кожи директорского кресла, обладателем которого вы мечтаете стать), которое поможет точно узнать, что вы добились успеха. Также необходимо определить время, контекст получения желаемого

Цели должны отвечать современным требованиям, что дает возможность в изменившихся обстоятельствах корректировать и свою цель. Цель не должна противоречить основным ценностям человека. Кроме того, если цель организации и цели отдельных ее сотрудников противоречат друг другу, может пострадать эффективность работы самой организации, возникнуть проблемы с дисциплиной, с мотивацией, конфликты в коллективе, наступить эмоциональное выгорание членов коллектива. 

Эффективному целеполаганию могут препятствовать слишком большое количество целей («целевая жадность»), отсутствие приоритетов, нереалистичность целей, расплывчатые временные рамки, трудность измерения результатов, противоречивость целей, отрыв их от мотивации. Чем конкретнее сформулирована цель, тем реальнее результат. 

Конкретно сформулированная цель может быть разбита на задачи, обладающие следующими признаками: 

- конкретность пространственно-временных характеристик (время, место, качество выполнения); 
- измеримость; 
- привлекательность. 

В 1954 году Питер Друкер разработал теорию «Управление по целям» (или управления при помощи постановки цели), в соответствии с которой главная ориентация организации — это ориентация не на способ, а на цель (регулярно адаптируемую) компании, из которой вытекают цели персонала. Данная концепция диктует необходимость четкой постановки цели организации (с привлечением к процессу формулировки сотрудников всех уровней: менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев), определение срока ее достижения, обратную связь для сотрудников об их продуктивности. 

Иерархия целей предприятия создается таким образом: на всех уровнях организации определяются цели, затем делятся на подцели, координирующие общую цель и связанные друг с другом. Управление по целям способствует формированию командного духа компании, создает условия для саморазвития, самоконтроля и принятия ответственности работников за достижение цели, повышает продуктивность организации. 

Однако данный подход является актуальным не только для повышения эффективности работы предприятия, но и для усиления степени стрессоустойчивости сотрудников, так как, по мнению К. Маслач (2001), незнание общей цели организации, расхождение целей сотрудников и компании ведет к эмоциональному выгоранию работников (и как следствие — к потерям компании). 

Наш опыт проведения тренингов показал, что сотрудники одной организации далеко не всегда мог назвать цель предприятия или имеют о ней весьма расплывчатые понятия. Это в конечном итоге не дает им возможности скорректировать собственные цели, с тем чтобы работа в компании не была для них разрушительным фактором. 

Поэтому, если руководство хочет мотивировать сотрудников на работу, прежде всего необходимо узнать, каких целей они хотят достичь для себя, а затем только осуществлять управление по целям. Это поможет организации добиться успехов с наименьшими потерями, а сотрудникам — избежать эмоционального выгорания и наиболее полно реализовать собственные возможности. 

Наличие значимой для человека цели является важнейшим личностным ресурсом, который помогает человеку в трудную минуту и дает внутреннюю поддержку. 

Как показывает психотерапевтическая практика, люди не всегда могут пользоваться этим важным ресурсом, поскольку для постановки цели необходимо преодолеть некоторые психологические барьеры. Это же требует определенных усилий, работы над собой и анализа своей настоящей жизненной ситуации. Какие же барьерывстают перед нами? 

- Мы беспокоимся о том, что подумают другие. Это естественно, ведь достижение цели может изменить привычные - межличностные отношения, к которым мы привыкли. 
- Мы испытываем страх провала. 
- Мы можем тратить долгое время на поиск идеального решения, собирая информацию и прислушиваясь к советам других людей. 
- Мы стремимся, чтобы наша цель понравилась всем, особенно значимым для нас сотрудникам или близким людям. 
- Мы предоставляем другим людям возможность принять за нас решение, касающееся нашей жизни. 
- Мы понимаем, что для достижения цели придется чем-то жертвовать. 

Одним из первых, кто обратил внимание на важность целей в жизни любого человека, был Виктор Франкл. Он создал новое направление в психотерапии, назвав его «логотерапия», то есть лечение смыслом. Франкл обнаружил, что наличие целей у человека уже само по себе действует оздоравливающе на его психическое и соматическое здоровье. Идея создания логотерапии пришла к Франклу во время заключения в концентрационном лагере. Его интересовало, какие личностные, внутренние факторы помогают заключенным выживать и не терять надежду на лучшее. 

Он обратил внимание, что наибольшее количество смертей приходится на канун праздников. Это было связано с тем, что люди часто связывали сроки своего освобождения с какими-то событиями из будущего. Они говорили: «Ну, к Рождеству нас обязательно должны освободить» и месяцами ждали наступления Рождества. Если же Рождество не приносило столь желанных перемен, то заключенные теряли надежду, заболевали и умирали. Те, кто выживал, как правило, ставили перед собой иные цели. 

Франкл описывает историю одного ученого, у которого война прервала столь важные для науки эксперименты. Этот мужчина все время повторял: «Я должен выжить, чтобы продолжить мои эксперименты». Другой заключенный, потерявший во время бомбежки маленькую дочь, говорил, что он не может умереть, потому что должен найти ее после освобождения, так как все родные девочки погибли. Идея создания логотерапии оформилась у Франкла во время пребывания в концлагере, и именно эта идея во многом помогла ему выжить. Франкл пишет, что, когда ему было особенно трудно, он представлял себя в зале Венского психоаналитического общества, в котором он много раз бывал раньше. Он ясно видел себя в смокинге, окруженным коллегами, которым он с трибуны читает доклад о новом направлении в психотерапии. 

Чем сегодня нам могут помочь наблюдения Франкла? Ясно, что цель становится мощным фактором защиты, если эта цель: 

1. Личностно значима для человека. 
2. Ее выполнение зависит в большей степени от наших собственных усилий, чем от усилий других людей. 
3. Цель является долговременной, перспективной. То есть невозможность выполнить эту цель в настоящем не уменьшает ее значимости для будущего. 
4. Представив себя достигшим цели, человек действительно чувствует себя счастливым в этот момент. Это условие особенно важно, так как часто люди подсознательно не хотят достигнуть чего-либо из-за зависти коллег и знакомых или представляя те жертвы, на которые придется идти, чтобы достичь цель. 

Важна и экологическая проверка цели. Это требование предполагает, что человеку, сформулировавшему для себя какую-либо цель, следует подумать, не причинит ли он вреда своему окружению достигнув поставленной цели. 

Важным ресурсом стрессоустойчивости является умение переформулировать проблему в цель. Например: «Я терпеть не могу своегоначальника» — это проблема. «Я хочу быть спокойной и контролировать себя в те моменты, когда он несправедливо "наезжает" на меня» — это цель, которая указывает, что я должна изменить в своем поведении для решения данной проблемы. 

В. А. Ананьев указывает на существование двух жизненных стратегий, которыми пользуются люди, — «западной» и «восточной». Западная модель характеризуется четким просчетом шагов, ведущих к цели, она свойственна рациональным людям. При построении этой модели мы используем левое полушарие. Восточная модель предполагает, что если человек внутренне готов к какому-либо событию, то оно обязательно произойдет («Когда ученик созрел, то учитель обязательно появится»). Обе стратегии важны для гармонизации нашей жизни. Видимо, в идеале мы должны использовать обе стратегии. То есть, имея четкий план и двигаясь по его ступеням, мы должны быть внимательны к тому, какие коррективы вносит в наш план жизнь. 

Чтобы научиться лучше формулировать и достигать намеченные цели, при обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из десятков курсов нашего каталога. Тем самым вы получаете системную учебную программу, которая включает в себя только те практические знания и навыки, которые вам интересны и нужны. Изучите десятки приемов самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности в удобном для себя месте, времени и темпе. 

Автор: Гaлинa Бopиcoвна Мoнинa, кандидат педагогических наук, дoцeнт кафедры пcиxoлогии Caнкт-Петербургского университета управления и экономики, тренер Института практической психологии «Имaтoн».
 

Источник

Картина дня

наверх